СМИРЕНИЕ
Самое, может быть, трудное в смирении, -это смиренно не требовать от других любви к себе. Наверное, можно воздыхать об этом («Господи! Я замерзаю»), но нельзя требовать, даже внутренне. Ведь нам дана заповедь о нашей любви к людям, но заповеди о том, чтобы мы требовали любви к себе от этих людей - нам нигде не дано. Любовь и есть в том, чтобы ничего для себя не требовать. И когда это есть, тогда опускается в сердце, как солнечная птица, Божия любовь и заполняет всё.
Смирение на словах есть порождение гордости, учили отцы. Всякий, стремящийся к христианскому мышлению, без большого труда, а иногда с каким-то большим удовольствием скажет о себе, что он «великий грешник», или на просьбу о молитве ответит по утомительному стандарту: «Моя молитва недостойная». Но попробуйте сказать о себе искренно: «Я просто нехороший человек» или «я нечистый человек» - и вы поймёте, как это трудно, может быть даже непосильно.
----------------------------------------------
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ
Церковный раскол по мотивам упадка нравственности, уже не говоря о других мотивах, есть прежде всего религиозная глупость, недомыслие. Всё искажённое, нечистое, неправильное, что мы видим в церковной ограде, не есть Церковь, и для того, чтобы не иметь с этим общения, совсем не надо выходить за её ограду, нужно только самому в этом не участвовать. И тогда будут исполняться слова: «Для чистого - всё чисто».
Церковный раскол есть не только глупость, но и гордость. Первый значительный раскол (монтанизм во II веке), утверждал, что откровение Святого Духа, имеющееся у Церкви, недостаточное, а вот теперь мы (монтанис-ты) ждём его полноты. Значит, у них был не просто дисциплинарный раскол в целях усиления внутрицерковной чистоты и дисциплины: в постах, в браке, в принятии падших, - но и отрицание духовности Церкви, с приписыванием этого состояния только себе. По существу, так же мыслят и наши старообрядцы. Что касается нравственного критерия как повода к расколу, то недопустимо из мистического факта делать рационалистический, административный вывод: по каким-то внешним признакам расслаивать верующих на «святых» и «не святых», которые подлежат извержению. Кто видит в нас наши внутренние пороки: гордость, злобу, лицемерие, неверие, холод? Где тот критерий святости, который был бы нам дан столь явно, что мы могли бы совершать им некий нравственно-химический анализ?
ПОЛНОСТЬЮ ТЕКСТ:
СОДЕРЖАНИЕ
Жизнь Сергея Фуделя
ВОЗДУХ ЦЕРКВИ
Церковь
Святость
Явление Христа в душе
Богочеловечество
Воля
О молитве
Молитва и иконы
Церковное пение
Устав церковный
Священное предание
Обряд
Покаяние
Молитва
Страх Божий
Молодой христианин
Пост
Церковный раскол
Духовное ощущение
О литературе
Жития святых
Страдание
О любви и эгоизме
Смирение
Интеллигентское изнеможение
Икона
Мир
Монашество
Наука и вера
Церковное единство
Тайна христианства
Воздух Церкви
|
Православное братство святого апостола Иоанна Богослова Москва 2009 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Если Вам захочется поделиться своими мыслями, пишите, пожалуйста